История ирисов

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Как повествует древняя легенда, первый ирис расцвел миллионы лет назад на опушке субтропического леса в Юго-Восточной Азии. И был он так прекрасен, что увидеть его захотели не только все живые существа, населявшие планету: звери, птицы и насекомые, но даже вода и ветер, прослышав об ирисе, явились полюбоваться его красотой, а затем разнесли семена ирисов по всему свету.

Действительно, форма этого совершенного цветка прекрасна и изысканна, а его окраски вбирают в себя все цвета радуги.  Цветок небесным создателем сконструирован так, лепестки его, или вернее доли околоцветника, таким образом развернуты,что одновре­менно видны все части цветка, потрясающе переливающиеся под лучами солнца. Такое сияние объясняется  особой структурой клеток  кожицы ириса, которая фокусирует свет, как оптические линзы.

Название «ирис» с древнегреческого переводится как «радуга». В честь богини радуги Ириды — вестницы олимпийских богов – назвал этот восхитительный цветок греческий врач Гиппократ еще за 400 лет до новой эры. Греки выращивали ирисы в садах и на кладбищах — они считали, что богиня Ирида переносит души женщин в иной мир.

Однако задолго до Гиппократа, как свидетельствуют археологические открытия, ирис уже был частью человеческой культуры. Так, возле стен Кносского дворца, расположенного на острове Крит вблизи греческого побережья, археологами была обнаружена фреска, на которой изображен юноша в окружении цветущих ирисов. Ученые определили возраст этой уникальной находки, и ей оказалось около 4000 лет! По свидетельствам историков, в Древнем Египте ирис разводили еще в XVI-XV веках до нашей эры, считая символом красноречия и используя для окраски тканей, сохранения мумий и в качестве лекарственного средства, а арабы в древности высаживали белые ирисы на могилах.

Ирисами украшали пиршества патрициев в Древнем Риме, а их лепестки клали в бокалы с вином. Считалось, что запах ирисов придает вину особенный вкус и аромат.

Существует предание, что Флоренция (в дословном переводе с латинского слово «Флоренция» означает «цветущая») была  названа так римлянами потому, что вокруг этого поселения в изобилии росли ирисы. С тех самых пор на городском гербе Флоренции гордо красуется флорентийский ирис.

Еще одно старинное предание гласит, что когда король франков Хлодвиг Меровинг вместе со своим войском был окружен неприятелем, оказавшись в западне — между превосходящими силами противников — готов и рекой Рейном,он смог выйти из окружения по мелководью, а путь ему указали желтые речные ирисы, возвышающиеся над водой и простиравшиеся практически до противоположного берега. Неизбежное поражение было предотвращено, а в будущем Хлодвиг одержал победу. В память об этом историческом событии король сделал цветок ириса своей эмблемой, ставшей впоследствии символом единого государства франков и принятия ими вскоре после этой победы христианства.

Некоторые историки считают, что это было лишь начало триумфального пути ириса в геральдике. Ирис Хлодвига перенес в свой королевский герб Людовик VII Юний в начале XII века. После этого ирис стал называться цветком Людовика (fleur de Louis), а затем это словосочетание превратилось в знаменитый «цветок лилии» (fleur de lis) — символ французских королей. Кстати, в Германии ирис называют меч-лилией, а сам стилизованный цветок во французской символике больше напоминает ирис, нежели лилию. Позже он появился в гербе дома Медичи, а ныне входит в символику канадской провинции Квебек, являясь также эмблемой Нового Орлеана.

В средние века изображение ириса чеканилось на оружии, монетах, печатях, олицетворяя власть и внушая страх и уважение. А известное клеймо на плече злодейки-миледи в романе А.Дюма «Три мушкетера» – вовсе не лилия, а золотистый ирис, символ французской королевской власти. Так что можно утверждать вслед за учеными, что ирисы много «повидали» за свою долгую жизнь и по ним можно изучать человеческую историю.

Но ирис не только «политический» цветок, это еще и цветок духовный. Ирис, наряду с лилией, стал одним из цветков Девы Марии и расцвел в райских садах на картинах европейских художников. При этом, на изображениях Девы Марии он может присутствовать как вместо лилии, так и одновременно с ней (Рогир ван дер Вейден, «Мадонна со святыми»). В испанской живописи ирис в особенности ассоциируется с Непорочным Зачатием, а также используется в качестве атрибута Царицы Небесной. В образе «лилии-меча» олицетворяет скорбь Марии о Христе (полотно «Печаль Девы»). Три пурпурных ириса с девизом на греческом языке «Я расту с помощью Бога», являлись эмблемой кардинала Одоардо Фарнезе (1573—1626).В российских монастырях запрещалось выращивать розы, говорящие с древнейших времен о земной красоте и любви, но на ирис этот запрет не распространился.

После открытия Америки ирис был завезен в Мексику, а оттуда проник на территорию США.

Первое печатное упоминание об ирисах как о цветочной культуре сделано ботаником Карлом Клаузисом в 1576 году в Антверпене. Он не только открыл большую группу красивых дикорастущих ирисов, но впервые вырастил ирисы из семян и обратил внимание на то, как широко варьируется форма и окраска цветков. На рубеже XIX—XX веков профессор Кембриджского университета Майкл Фостер разработал научные основы гибридизации и селекции бородатых ирисов, создал качественно новую группу гибридных форм, от которой ведут свою родословную многие современные шедевры цветоводства. Два вида (ирисы бледный и пестрый), использовавшиеся в то время в гибридизации, были диплоидами (с двойным набором хромосом). Фостер привлек к гибридизации ирис кипрский и ирис месопотамский – тетраплоиды, растения с четверным набором хромосом, что значительно расширило возможности селекции. Эти ирисы отличались более мощными цветоносами и крупными цветками. Фостер по праву считается родоначальником ирисоводства. В это же время ученый Уильям Дайке исследовал, систематизировали описал дикорастущие виды ирисов в монографии «Род Ирис» («The genus Iris», 1913). И сегодня этот труд является наиболее полным справочником по природным видам ириса. У.Дайке создал также серию гибридных ирисов, ставших предками большого количества современных сортов. Его имя присвоено медали, которой награждают селекционеров США, Англии и Австралии за лучшие сорта ирисов.

Еще в древности ирис заинтересовал людей своими целебными свойствами. Так, в труде греческого врача Диоскорида«О лекарственных средствах», служившего в римской армии в эпоху императоров Клавдия и Нерона (I век н. э.), ирис фигурирует как одно из могучих средств медицины. В Индии корневище употребляют как вяжущее, слабительное и мочегонное средство, в европейских странах — как потогонное, отхаркивающее и слабительное. В народной медицине России корневище дают жевать детям, когда у них режутся зубы, отвар из него принимают при лечении бронхита.

Нашел свое применение ирис и в кулинарии. Размолотое сухое корневище используется как пряность, ароматизатор для напитков, в том числе и алкогольных, и сладких блюд. В Японии из него делают крахмал. В Северной Африке из почек ириса готовят продукт под названием танук, а в Армении из цветков варят варенье. В Англии в XIX веке жареные семена ириса болотного использовали в качестве заменителя кофе.

Из корневища ирисов делали пудру и добавку для зубного порошка. Во Франции золу корневищ использовали как отбеливатель, из листьев получали зеленую краску для шерсти. В Шотландии до XVII века кипячением корневищ ириса с металлическими опилками получали чернила. Из листьев ириса производили прочное волокно, из которого делали качественные  щетки.

В Италии из корневища ирисов на протяжении столетий добывалось ирисовое масло, широко применявшееся в парфюмерной промышленности.

 

Важное место занимает ирис в истории и культуре Японии. Красивая древняя легенда повествует о том, как это растение попало в сады японских монархов.

…Одна светловолосая девушка, что считалось в древней Японии не только некрасивым и даже уродливым, но и толковалось как проклятие богов,с детства была изгоем: с ней никто не дружил и не разговаривал, а женихи обходили ее дом стороной. Как-то, гуляя в одиночестве по лугу, девушка залюбовалась необычным цветком, который был, конечно же, ирисом. Повинуясь внутреннему голосу, она выкопала растение, принесла домой, приготовила из него настой, заварив кипятком, и вымыла этим снадобьем голову. Далее произошлочудо – ее волосы приобрели удивительный медный оттенок с золотистым отливом. Увидев такой необычный цвет, односельчане решили, что на девушку снизошла божественная благодать и ее голову на закате позолотило солнце. С тех пор рыжий цвет волос стал очень модным в Японии, а ирис, как дар богов, перекочевал в императорский сад.

С ирисом в Японии связано много обычаев и ритуалов. Например, в средние века официальные лица носили парики из листьев ириса, в измельченном виде их добавляли в сакэ – так получался ритуальный напиток. Ирис был лекарством и украшением. Японцы считали, что ожерелье из листьев ириса способно предотвратить простуду и очистить от грехов. В период цветения ирисами украшают прически, наряды,интерьеры домов, предметы быта.Готовят из листьев ириса различные блюда, например, некое подобие наших голубцов – тимаки — рисовые колобки, завернутые в листья ириса.

Как и европейцы, японцы используют ирис в парфюмерной промышленности, в виноделии и для изготовления кондитерских изделий. Корневища некоторых сортов ириса применяются для дубления кожи. Листья ириса служат ценным сырьем для изготовления веревок и циновок, без которых жизнь японцев немыслима.

Посвящен был этому древнему растению и специальный праздник – Праздник ирисов (Сёбу-но сэкку), отмечавшийся 5 мая. Его истоки лежат в первых веках нашей эры, когда он ознаменовывал начало полевых работ и был связан с мистическими охранительными церемониями. Еще одно название этого дня – Праздник мальчиков (Танго-но сэкку). Взаимосвязь здесь простая. Листья ириса мечевидные, тонкие и плоские, напоминающие лезвие холодного оружия. Поэтому ирис в Японии олицетворяет самурайский дух и символизирует успех и здоровье, а амулеты из ириса предохраняют мальчиков – будущих воинов – от болезней и наделяют отвагой.

На время праздника этими цветами, наряду с ритуальными фигурками и оружием, украшали дома: ставили в вазы, рассыпали на крышах, раскладывали под окнами. Считалось, что это отпугивало злых духов и предохраняло от несчастья. В день «чествования» растения принято было принимать ванну с цветами ириса – «сёбу-ю», которая наделяла доблестью, дарила успех и препятствовала различным заболеваниям. После Второй мировой войны Праздник мальчиков был переименован в День детей.

Кроме того, название этого цветка в Японии — омоним слова «успех». У японцев также существует Праздник созерцания цветущих ирисов. В японских парках и при синтоистских храмах их высаживают рядом с прудами.

 

В России ирисы возделывают с XVII века. В народе за красоту и изящество цветку дали ласковое и нежное название – «касатик»,что следует понимать как «милый, дорогой, любимый, желанный». Украинцы за бойцевато-приподнятые над веером листьев ярко окрашенные цветки прозвали ирис петушком.

С 1947 году в Ленинграде при Ботаническом саде Ботанического института АН СССР по инициативе Г.И.Родионенко была организована интенсивная научно-исследовательская работа с видами и сортами ириса. Здесь в 1962 году создана первая в СССР специальная экспозиция — иридарий. На базе этой коллекции испытано более 7000 образцов семейства Касатиковых. Разработаны научные основы новой ботанической классификации ирисов. За эту работу Г.И.Родионенко был избран почетным членом Британского ирисоводческого общества и удостоен высшей награды этого общества — медали М.Фостера.

 

Основная селекционно-гибридизационная работа по приумножению сортового богатства ирисов ведется в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе, Японии и России. Весомый вклад в нее вносят цветоводы-любители. Издаются десятки богато иллюстрированных книг, выпускаются бюллетени, созываются специальные международные симпозиумы и конгрессы. По количеству сортов, а их зарегистрировано около 80 тысяч, этот многолетник вышел на одно из первых мест среди культурных растений мира.

В естественном состоянии ирисы все еще встречаются в Европе, Северной Америке, Азии и Северной Африке. Флора стран СНГ также богата дикорастущими видами. Большинство видов ирисов произрастают на открытых, солнечных местах, и лишь незначительное количество – растения теневых и даже заболоченных мест.

 

Восприятие ириса как цветка возвышенного, отрешенного от суетного мира способствовало тому, что он нашел отражение в разных видах искусства, в первую очередь, романтического и модернистского: в поэзии, живописи, музыке конца XIX — начала XX века. Поэтесса Н.Львова писала:

Ирисы печальные, задумчивые, бледные,
Сказки полусонные неведомой страны!
Слышите ль дыхание ликующе-победное
Снова возвратившейся, неснившейся весны?

Слышите ль рыдания снежинок, голубеющих
Под лучами знойными в бездонной высоте?
Видите ль сверкание небес, мечту лелеющих
Вечною мелодией о вечной красоте?

Нет! вы, утомленные, поникли — и не знаете,
Как звенит — алмазами пронизанная даль…
Только скорбь неясную вы тихо вызываете,
Только непонятную, стыдливую печаль.

И, намёки робкие, предчувствия безбрежные,
Сами ли не знаете, куда зовете вы…
Ирисы печальные, задумчивые нужные,
Вы поникли, трепетные. Вы уже мертвы.

 

Г.Гессе написал философскую сказку «Ирис», австрийский композитор Д.Вольф — романс, а П.Масканьи — оперу с тем же названием. Кроме того, ирисы являлись самыми популярными цветами,  изображавшимися в технике батик.

Ирисы наряду с сиренью стали цветами знаменитого лилового колорита М.Врубеля, их писал В.Ван Гог. Пейзаж «Ирисы», датированный 1889 годом, автор называл «громоотводом для своей болезни», так как в этот период уже был тяжело болен, но не переставал рисовать. Возможно, творчество действительно продлило ему жизнь – Ван Гог умер через год после того, как закончил яркое полотно.

VanGogh Irises 1

Еще один поклонник ирисовой темы – любитель цветов, французский импрессионист Клод Моне. Он неоднократно изображал «растительную радугу» в своих пейзажах и натюрмортах и даже свой сад оформил этими цветами.

Сад художника в Живерни

Leave a Reply

Рейтинг@Mail.ru Анализ сайта