История роз

ИСТОРИЯ РОЗ

Роза – царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. О ней сложено много легенд.

 

Розу еще в глубокой древности считали самым совершенным декоративным растением, по красоте цветка, богатству красок, аромату  не имеющему себе равных. В трудах археологов описаны находки, которые доказывают, что история розы началась около 25 млн. лет назад, когда на земле не было признаков человека. Наиболее древние письменные данные о розах найдены в царских гробницах Халдеи в городе Уру в междуречье Тигра и Евфрата на территории нынешней Турции (около 5000 лет назад).

 

В древнем Китае в императорской библиотеке имелось 600 книг о розах, что известно из трудов Конфуция (551 – 479 гг. до н. э.). И уже в то время в Китае было известно производство розового масла. Первое настоящее описание роз с 5, 20 и 100 лепестками сделал Теофраст (372 – 287 гг. до н. э.), который также описал их размножение семенами и черенками. Он уже различал розы дикие и садовые.

 

…В Древней Индии роза пользовалась таким почетом, что по существовавшему тогда закону каждый принесший царю розу мог просить у него все, что пожелает. Брамины украшали розами храмы, а цари – свои покои, розами усыпали пути богов во время религиозных процессий, розами уплачивали дани и подати.

 

По индийским пуранам (мифам), красивейшая из женщин – Лакшми – родилась из бутона розы. Хранитель Вселенной Вишну, увидев красавицу, спящую в своей розовой колыбельке, разбудил ее поцелуем и взял в жены. Лакшми стала богиней красоты, а укрывавшая ее роза – символом божественной тайны и с тех пор считается у всех восточных народов священной.

 

В Древней Персии поэты не уставали воспевать ее. По персидским сказаниям, она была подарком самого Аллаха. Явились к нему однажды все цветы с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонного лотоса – тот хотя и был красив, но часто забывал о своих обязанностях. Аллах внял их просьбе и назначил правительницей белую розу с охраняющими ее острыми шипами. Соловей, увидав новую царицу цветов, был очарован ее красотой и в восторге прижал розу к своей груди. Но острые шипы вонзились ему в сердце, и алая кровь, брызнув из груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка. До сих пор наружные лепестки многих роз сохраняют свой розовый оттенок.

 

Греки считали розу даром богов. Древнегреческая поэтесса Сафо называла розу «царицей цветов». Великий Сократ считал розу самым красивым и самым полезным цветком на свете. Во II тыс. до н.э. розы изображались на стенах домов на Крите, а спустя тысячелетия – на гробницах фараонов в Древнем Египте. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня любви вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный аромат.

 

Жрицы Афродиты украсили белыми розами алтарь храма и сад. Цветок оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что ее возлюбленного Адониса смертельно ранил вепрь. Богиня, устремившись в рощу Пифона, где находился ее любимый, бежала по розам, не обращая внимания на их шипы, которые ранили ей ноги до крови. Капли божественной крови падали на розы, превращая их из белых в ярко-красные.

 

Роза у греков – спутница радостных и печальных торжеств. Венками из роз, перевитых миртами, украшали невест. Розами убиралась дверь, ведущая в дом, а лепестками усыпалось брачное ложе. Розами греки усыпали путь возвращавшегося с войны победителя и его колесницу. Ими же убирали тело и гробницы умерших. Розы носили на голове и на груди в знак траура, как символ кратковременности нашей жизни, которая так же быстро увядает, как и этот душистый цветок. В религиозных обрядах греки венками из роз украшали лица богов, клали венки у их ног.

 

Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим и прекрасно там прижилась. Если в Греции у богов она служила символом любви и красоты, а у людей – выражением веселья, радости и глубокой печали, то у римлян во времена республики этот цветок считался символом строгой нравственности и служил наградой за выдающиеся деяния.

 

У римлян был обычай во время дружеских пиршеств бросать в вино лепестки со своих розовых венков. Вино с лепестками роз выпивали в знак расположения к тому, с чьего венка они осыпались.

 

Знаменитая египетская царица Клеопатра, принимая у себя Марка Антония, велела покрыть весь пол зала толстым слоем розовых лепестков. Чтобы убедить Антония в искренности своих чувств, Клеопатра приказала опрыскать сильным ядом розы своего венка, а когда Антоний, клянясь ей в любви, осыпал лепестки роз с ее венка в свою чашу с вином и хотел ее выпить, она вырвала чашу у него из рук и, сказав: «Смотри, Антоний, как мне легко было от тебя избавиться, если бы только я могла без тебя жить!», повелела испить эту чашу осужденному на смерть невольнику.

 

Римские воины, отправляясь на войну, снимали шлемы и надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество. Роза служила эмблемой храбрости.

 

У римлян первой республики роза считалась священной. Ежегодно в память умерших здесь совершались торжества, носившие названия розалий, или розалийских дней – «Dies rosationis». В эти дни могилы умерших и урны, где хранился их прах, убирались гирляндами и венками из роз. Розы использовали и в религиозных церемониях, и в быту. Ими украшали жилища и домашние алтари, усыпали путь во время торжественных процессий.

 

В период падения Рима роза из царственного цветка становится цветком порока и предметом роскоши, на который тратились безумные деньги. Например, тщеславный проконсул Веррес передвигался по Риму не иначе как на носилках, матрац и подушки которых набивались свежими лепестками роз, да и сам проконсул был обвит гирляндами из этих цветов. Еще больше роз требовалось императору Нерону. В его знаменитом обеденном зале, где потолок и стены вращались во время пиршеств, изображая попеременно четыре времени года, вместо града и дождя на гостей сыпались миллиарды свежих розовых лепестков.

 

На всех пиршествах римлян не только каждый гость должен был непременно быть в венке из роз, но розами украшались и прислуживавшие рабы, и все подававшиеся кушанья, и все сосуды и чаши с вином; розами был усыпан весь стол, а иногда даже и пол. Из роз готовили всевозможные напитки и яства – делали пудинги, желе, розовый сахар и многочисленные сладости, до сих пор употребляющиеся на Востоке. Подносившиеся гостям венки были не сплетены из роз, а сделаны из розовых лепестков, которые обвертывались вокруг обруча.

 

Некоторые патриции велели усыпать розовыми лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на галерах на прогулку.

 

У римлян того времени спрос на розы был так велик, что обширнейшие сады в окрестностях Рима были не в состоянии его удовлетворить и приходилось привозить розы целыми кораблями из Александрии и Карфагена. В сады были превращены самые плодородные земли в ущерб хлебным полям.

 

Согласно легенде, роза стала красной, зардевшись от удовольствия, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева. Роза – цветок, наиболее чтимый христианством. Ее так и называют – цветок Богородицы. Живописцы изображали Богородицу с тремя венками. Венок из белых роз означал ее радость, из красных – страдания, а из желтых – ее славу. Красная моховая роза возникла из капель крови Христовой, струившейся по кресту. Ангелы собирали ее в золотые чаши, но несколько капель упали на мох, из них выросла роза, ярко – красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови.

 

Почти мистическая история у белой розы, выведенной английским селекционером Харкнесом. В начале лета 1997 года принцесса Диана выбирает розу, которая должна получить ее имя. Свой выбор она остановила на розе с очень нежными, белоснежными цветками с чуть волнистыми лепестками и маленьким «глазком» золотистых тычинок. Но едва сорт «Принцесс оф Уэллс» («Princess of Walles») появляется в продаже, как принцесса погибает. И ее гроб украшает букет из этих роз. Сорт до сих пор находит поклонников, хотя он не только прекрасен, но так же недостаточно устойчив к невзгодам окружающего мира, как и женщина, подарившая ему свое имя. Однако в память о прекрасной Леди Ди многие цветоводы лелеют эту розу в своих садах.

 

…После падения Рима общий упадок культуры коснулся и разведения роз, которое прервалось на несколько веков.

 

Вновь появились эти цветы в Европе около XIII века, когда кто-то из участников крестовых походов привез розу в Прованс. Там это растение быстро завоевало популярность. Именно в Провансе зародился обычай выбирать самую красивую девушку королевой роз.

 

Известно символическое значение роз в тридцатилетней войне за английский престол, когда эти цветы были символами враждующих домов – Йорков (белая) и Ланкастеров (красная). Легенда о происхождении данной символики сообщает, что в 1455 году в парке Тампль обсуждали избрание короля на английский престол на совете знати, во время которого произошел их раскол на две партии. Рассказывают, что Ричард Плантагенет, глава дома Йорков, сорвав с куста белую розу, поклялся, что не успокоится, «пока эта его белая роза не окрасится теплой кровью Ланкастеров в красную». В ответ Ланкастеры взяли своим символом алую розу. Вскоре эти цветы перешли на знамена и гербы враждующих сторон, и та тридцатилетняя война вошла в историю как война Алой и Белой роз.

 

В Россию первая роза попала в XVI веке, но долгое время ее распространение ограничивалось лишь садами царского двора и особо приближенных ко двору сановников. Более широкое распространение разведение роз получило во времена Петра I и Екатерины II. Роза стала настолько популярным цветком, что благодаря ей одна крепостная семья получила вольную. Первый русский канцлер граф Г.И. Головкин был большим любителем роз. Для удовлетворения его прихотей был разбит огромный сад с розами, а для ухода за ним выписан специальный садовник из Англии. Разумеется, англичанин в одиночку не мог справиться с таким огромным количеством роз, и граф дал ему в помощь несколько крепостных. Один крестьянин оказался настолько хорош в этом деле, что превзошел английского садовника. Головкин был в таком восторге, что отписал вольную крепостному и всей его семье. Последним его повелением было, чтобы они именовались Розановыми и никак иначе. Бытует мнение, что распространенная в России фамилия Розанов пошла именно от этого крестьянина. Но самое главное, что у нас появились свои мастера, которые смогли распространить знания по уходу за розой.

 

Источники: http://www.florets.ru

http://moreroz.ucoz.ru/news/istorija_roz/2011-03-10-2

http://www.vseorose.ru/list1.html

Каталог интернет-ресурсов - MediumSEARCH.com

Leave a Reply

Рейтинг@Mail.ru Анализ сайта